Риза (Покров) Богородицы — главная реликвия кафедрального собора города Шартр, расположенного в 90 км к юго-западу от Парижа. Согласно преданию, именно в это одеяние была облачена Божия Матерь в момент рождения Христа.

Французский город Шартр уже с 4 века является местом, где Пресвятую Богородицу почитают с особой любовью. История связывает это с тем, что в это время, в городе появляется чудотворный скульптурный образ Божией Матери, носящей под сердцем Спасителя Мира, именуемый из-за потемневшего цвета дерева «Черной Марией». Такая любовь горожан к Пресвятой Деве, очевидно, привела в город и другую святыню, связанную с Матерью Господа Иисуса Христа — Ее Плат, который, по преданию, покрывал Ее в ночь Рождества Спасителя. Первым, известным нам, литературным источником, повествующим историю Святыни, является «Слово на перенесение честной ризы Богородицы во Влахернах», Феодора Синкеллы, — скевофилака и пресвитера собора Св. Софии. Этот труд этот он написал во время аварского нападения 617 г. Произведение повествует о двух братьях — патрициях — Галвие и Кандите, которые, паломничая на Святую Землю, остановились на ночлег у одной благочестивой женщины. В её доме они увидели ковчег, перед которым неугасимо горела лампада. Хозяйка поведала им, что в этом ковчеге находится великая Святыня — Риза Пресвятой Богородицы. Эту одежду Божия Матерь особо хранила всю жизнь, помня о том, что в ней Она была в ночь Рождества Спасителя. Хранительница Святыни рассказала семейное предание о том, что её прародительница присутствовала при погребении Божией Матери и Сама Пресвятая Богородица отдала ей это покрывало. Братья решили хитростью похитить Святыню и, заказав в Иерусалиме точно такой же ковчег, на обратном пути, подменили его. Так Плат, или Покров Пресвятой Богородицы, оказывается в Константинополе. В 469 году он передается в строящейся во Влахерне храм.

В IX веке Византийская императрица Ирина ищет сближение с Карлом Великим, чтобы соединить Второй Рим — Константинополь и образовавшуюся в IX веке Западную империю Карла в единое целое. С этой целью ведутся активные переговоры, в том числе и о заключении династического брака между правителями Востока и Запада. В знак своего особого расположения императрица Ирина передает Святыню, в дар императору Карлу Великому. В 876 г. внук Карла Великого Карл II Лысый дарит святыню Шартру. Плат Пресвятой Богородицы сразу привлекает в город множество паломников.

Исторические хроники города повествуют нам о двух великих чудесах, происшедших от Плата по молитвам и заступничеству Пресвятой Богородицы. В 911 г., когда на плохо укрепленный город наступал отряд норманнов-язычников. беспощадно разрушавших города Европы, епископ Гантельм и горожане с молитвой о заступничестве вывесили Плат на стены города и Пречистая, подобно тому, как это было в Константинополе, заступается за город. Происходит чудо — свирепые «люди с Севера» обращаются в бегство, и больше никогда не нападают на город. Предводитель отряда норманнов, принимает христианство.

Второе чудо, связанное с историей города Шартра, происходит в 1194 году, когда романский собор IХ века был практически уничтожен пожаром, который бушевал три дня. Горожане в отчаянии смотрели, как пламя пожирало собор и рушило его своды. Три дня пламя не стихало, и город скорбел о потери почитаемой и любимой Святыни. Великим чудом было, кода из под развалин, выбрались трое живых клириков храма, которые в момент, когда пламя охватило храм, уже не имея возможности выйти наружу, схватили Плат и схоронились с ним в подземной церкви. Кругом бушевал огонь, но Святыню и людей сохраняющих ее, он не коснулся. Это чудо побудило горожан построить новый храм — такой, какого не было прежде. Строят его всем миром. Известно, что участие в строительстве храма в ту пору, согласно исторической хронике, благословлялось как важнейшее общеевропейское христианское дело. Большой вклад в строительство делает Людовик IX , который присутствует при освящении Шартрского кафедрального храма в 1260 году. Собор этот является классическим образцом «чистой» готики и первым в истории Франции готическим собором, посвященным Пресвятой Богородице.

Во время Французской революции, чтобы спасти Святыню, её разделяют на несколько частей. Рискуя своей жизнью, благочестивые прихожане сохраняют её у себя от революционного террора. В 1819 году самый крупный из этих фрагментов возвращается в храм. А в 1927 году проводится экспертиза, которая устанавливает, что это полотно около 2 метров длинной и 46 см. шириной, практически выцветшее от времени. Возраст ткани датируется первым веками и соответствует технологии палестинского ткачества первого века. «Во время проведения исследования, — говорится в акте экспертизы, — не было выявлено никаких фактов, опровергающих предположение, согласно которому на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа была надета именно эта ткань».

Сегодня части Ризы Божией Матери находятся в разных местах. Небольшая часть находится в Успенском соборе Московского Кремля, в Латеранском соборе во имя св. Иоанна Крестителя в Риме, но основное полотно — в соборе Божией Матери в Шартре.

   Частица Ризы Пресвятой Богородицы, была передана монастырю святой Марии Магдалины Должанского района на молитвенную память в 2014 году монахами ордена cалетинцев. 

Новые комментарии

23.06 | 22:08

Спаси Господи,матушка Марфа!
С теплотой в сердце вспоминаю нашу поездку в Израиль,апрель 2016 года.Какая же обширная была программа,и невозможно забыть самого лучшего гида Григория.
За все благодарю

13.01 | 19:06

Добрый день! С праздником! Поездки возобновятся, как только откроют границы России и Израиля.

08.01 | 12:37

Добрый день!
Поздравляю вас с прошедшими праздниками!
Подскажите пожалуйста, планируется ли поездка от вашего центра в ближайшее время на Святую землю в Иерусалим?

14.11 | 20:00

Здравствуйте, можно записаться с 22 марта 2 чел Тула

Поделиться этим