Обращаясь к теме православных святынь Болгарии, следует отметить, что центральное место среди них занимают монастыри. История создания большинства из них уходит корнями в глубь веков. Создание монастырей началось с христианизации Болгарии, осуществленной мудрым политиком князем Борисом I во второй половине IX века (865 г.). С этого момента, когда христианство становится официальной религией Болгарии, начинается радикальный переворот в сознании и духовной жизни народа. Обращение болгар к вере во Христа нашло отражение и в национальной культуре. Болгария становится центром славянской письменности и культуры.
Болгарские монастыри – явление уникальное, самобытное и близкое душе каждого православного славянина. Среди всех монастырей Болгарии главным, без сомнения, является Рильский монастырь Пресвятой Богородицы.
Каждое лето монастырь принимает многочисленные группы паломников и туристов, обширный двор обители становится похож на оживленную площадь. В остальное же время иноки и посетители монастыря остаются наедине с тишиной, которую нарушает лишь шум реки Друшлявицы и монастырских источников.
Во всем этом безмолвии ощущается незримое присутствие основателя и хранителя Рильской обители святого Иоанна.
Святой преподобный Иоанн Рильский родился в последней трети IX века и принадлежал к первому поколению болгар, выросших после крещения Болгарии. Как свидетельствуют почти все его жития, родом святой был из Средецкой (сейчас Софийской) области, а точнее из села Скрино. С раннего детства ушедший от мирской суеты, стремившийся к просвещению, благочестивый отрок после смерти родителей раздал все свое имущество селянам, затем принял постриг и находился на обучении в монастыре святого Димитрия, расположенном у подножия горы Руен, который тогда был очагом духовной жизни и просвещения. По завершении обучения Иоанн оставил Руенский монастырь и стал жить отшельником, не заботясь ни о пропитании, ни о теплой одежде, ни о жилье.
Живя отшельником, монах Иоанн часто был гоним не понимающими его людьми – язычниками, разбойниками. Он смирялся, терпя их брань, уходил, долго скитался по горным просторам юго-западной Болгарии пока, наконец, не остался навсегда жить в окрестностях горы Рилы. Вдали от больших дорог и городов он нашел себе старое огромное дерево и поселился в его дупле, проводя все время в молитве, желая укрыться от людей и суетного мира. Недалеко от места, где поселился святой отшельник, пастухи пасли стадо и не могли не найти святого. Они очень удивились, встретив молитвенника, жившего в Рильской пустыне без теплой одежды, пищей которому служил только горох, чудесным образом росший вокруг его жилья на неплодородной почве. Святой Иоанн угостил пастухов горохом, благословил их и тепло проводил. И с тех пор «пастухи стали проповедниками добродетелей преподобного».
От человека к человеку передавался рассказ о необыкновенном старце из Рильской пустыни. Благочестивый народ со всей Болгарии стал стекаться к месту обитания Иоанна и, подражая ему, «одни оставались жить у него, другие приходили для того, чтобы услышать его назидательное слово, третьи просто хотели увидеть святого и получить благословение, за исцелением приходили больные люди – и никто не уходил от старца обделенным, всякий получал желанную благодать Христову. Каждому святой Иоанн давал потребное, но не надменно, как бы преподнося великий дар, а словно исполнял свой долг, и смиренно, будучи необыкновенным и скорым врачом…, исцелял все болезни. Тех, кто пожелал остаться с ним, он вел ко спасению». Таким образом, само бытие святого Иоанна становилось лучшим свидетельством глубины православной веры.
Постепенно вокруг жилища святого Иоанна образовался монастырь, непохожий на другие обители своей евангельской простотой и глубиной нищелюбия. Презрение суетной славы, восстановление в душах страдальцев нарушенного духовного равновесия вызывало такой резонанс в обществе, что в отдаленный от столицы монастырь потянулись люди разных сословий.
К преподобному Иоанну, популярному среди бедного люда, как простой паломник пришел однажды и сам царь Петр, что подтверждают многие исторические источники и жития святого. Получив безупречное образование в царьградской Магнаврской школе, царь в смирении желал услышать мудрые речи старца и получить его благословение. Однако личная встреча между ними так и не состоялась, что очень опечалило царя. В житии сказано, что царь Петр и Иоанн лишь обменялись посланиями. Царь Петр получает от святого теплый, ободряющий ответ и полезные напутствия.
За несколько лет до смерти святой оставляет своим ученикам «Завет» – небольшое собрание правил для монаха. «Завет» святого Иоанна Рильского это документ, который свидетельствует о тех духовных основах, на которых только и может произрастать монастырская жизнь. Величие подвига основателя Рильской обители открывается, прежде всего, в поразительном смирении, с одной стороны, а с другой – в глубоком понимании, что смысл жизни инока заключен в полной отдаче себя на служение Богу и людям. Почти не оставляет сомнений факт основания в молодой Рильской обители школы для монахов, где не только обучались, но, видимо, переводили и переписывали книги. Монастырь и образование в то время были неделимым целым – долгом монаха или священнослужителя было знание грамоты. Вероятно, в монастыре имелась и своя библиотека.
Неподалеку от обители расположена постница святого Луки. Здесь в середине XIX века находилась келейная школа, где учительствовал и творил болгарский просветитель Неофит Рильский. Чуть далее на северо-восток от монастыря отстоит постница святого Иоанна Рильского или Старая постница, с церковью, где хранится гроб святого Иоанна. Она встроена в пещеру – прижизненное жилище святого отшельника. Тут же находится камень, на котором в молитве проводил он дни и ночи. По дороге от Старой постницы к монастырю открывается вид на несколько горных вершин. Одна из них называется «Царская вершина», и по преданию, именно до нее добрался царь Петр, желавший побеседовать со святым Иоанном.
Бачковский монастырь Пресвятой Богородицы Петричской
Расположенный среди живописной природы Южной Болгарии Бачковский монастырь по величине, художественному и культурному значению можно сравнить только с Рильским монастырем. Он был основан в 1083 году византийским полководцем Григорием Бакуриани, грузином по происхождению. Тогда братия обители состояла только из монахов-грузин. Монастырь имел полное самоуправление, владел большими богатствами, и его территория простиралась на многие километры. При царе Иване Александре монастырь населили болгары, и он получал от правителя поддержку и щедрые дары.
С момента основания в обители не угасала литературно-просветительская работа. В первые годы завоевания страны османами в Бачковский монастырь был сослан патриарх Евфимий Тырновский, продолжавший в его стенах свои труды. Затем монастырь разрушили турки, но уже к концу XVI века он был восстановлен. Именно Бачковский монастырь стал наиболее значимым духовным и просветительским центром в тяжелые для Болгарии годы. Монастырь обладал большим авторитетом, являлся местом массового паломничества. За все время турецкого владычества в нем было построено и расписано несколько церквей.
На сегодняшний день Бачковская обитель является настоящей сокровищницей болгарской культуры прошлого. Это редкий монастырь Болгарии, в котором уцелели старые монастырские постройки и фрески. В музейной коллекции монастыря собраны реликвии, связанные с его историей и духовным развитием – иконы, старопечатные книги, предметы церковной утвари. Как и в былые годы, в обители проходят службы и молятся иноки.
Троянский монастырь Успения Пресвятой Богородицы
Троянский монастырь, третий по величине в Болгарии после Рильского и Бачковского, расположен на северном склоне Троянского Балкана среди живописной природы. Он стоит на берегу быстрой горной реки Черни Осым. Воздух в этих краях отличается особенной свежестью.
Становление Троянского монастыря происходило в трудные годы османского владычества, но обитель, много раз подвергавшаяся нападениям турок, разорению, достойно выдержала все испытания. Монастырь был крепкой опорой нуждающимся в прошлые столетия, и поныне в нем постоянно проходят богослужения, трудится монастырская братия, нет недостатка в богомольцах.
В эпоху болгарского Возрождения при монастыре были открыты келейные школы. Троянская обитель активно участвовала в освободительной борьбе против османского ига. В монастыре Василом Левским был организован революционный комитет, в который входили монахи и троянская молодежь.
Интересен своей оригинальностью архитектурный ансамбль монастыря. Особую ценность представляют настенные росписи, выполненные знаменитым мастером самоковской школы живописи Захарием Зографом
Роженский монастырь Пресвятой Богородицы
Дорога к Роженскому монастырю пролегает среди удивительной природы, она петляет среди скал и возвышенностей причудливой формы. Сам монастырь расположен на вершине холма, и при подъезде к нему открывается вид на просторы Южной Болгарии и Греции. Самое раннее упоминание о монастыре встречается в рукописи XIII-XIV века. Однако конкретных исторических сведений о жизни в монастыре в то время не сохранилось. После нападения турок монастырь был обновлен в XVI веке. Тогда же была построена или отреставрирована существующая сейчас монастырская церковь. Большую ценность и интерес представляют ее оригинальные старинные росписи и резной иконостас, выполненный виртуозно талантливыми мастерами в XVIII-XIX веках.
Монастырь по праву считается одним из крупных центров болгарской духовной культуры периода османского владычества.
На данный момент монастырь действующий, но, к сожалению, как и во многих современных монастырях Болгарии, насельники сетуют на недостаток молодых кадров.
Килифаревский монастырь Пресвятой Богородицы
История создания и расцвет Килифаревского монастыря тесно связаны с подвижнической жизнью святого преподобного Феодосия Тырновского и его ученика Евфимия, патриарха Тырновского. Монастырь основан в середине XIV века по указу царя Ивана Александра неподалеку от Тырново. Вскоре он стал одним из главных центров духовной культуры в Болгарии. На данный момент монастырь действующий.
Основанная в монастыре в 1350 году Килифаревская школа словесности стала центром распространения исихазма. В школе занимались изучением и копированием средневековой литературы. Учился здесь и последний патриарх Второго Болгарского царства — Евтимий. За время турецкого ига монастырь несколько раз уничтожали и снова восстанавливали. Главный храм монастыря, который посвящен святому Дмитрию Солунскому, был построен путем объединения двух часовен XV века. В 1842 году этот проект осуществил Кольо Фичето.
Черепишский монастырь Успения Пресвятой Богородицы
Черепишский монастырь расположен у подножья величественных скал на берегу реки Искыр. Свою историю он начинает в конце XIV века, но особо ценный вклад в духовную культуру Болгарии вносит позже, в XVII-XIX веках, когда обитель была известна своей духовно-просветительской деятельностью. В монастыре трудились поколения писателей, переводчиков и каллиграфов, оставивших ряд ценных памятников литературы. В эпоху турецкой экспансии Черепишский монастырь поддерживает постоянную связь с русскими обителями. В XVIII веке история монастыря тесно связана с именем святого Софрония, епископа Врачанского. Епископ Софроний почитаем в Болгарии не только как подвижник, пастырь, способствовавший духовному укреплению своей родины, но как многосторонняя творческая личность, автор, переводчик, учитель и даже политик, всю свою жизнь посвятивший просвещению болгарского народа, сохранению и умножению его самобытной культуры, борьбе за национальную независимость.
Духовный подвиг епископа Софрония приобретает совершенно особое значение для народа Болгарии, если обратить внимание на тяжелую ситуацию, сложившуюся в середине XVIII – начале XIX веков в болгарских землях. Росписи в старой церкви почти не сохранились, они были созданы в середине XIX века живописцем Тревненской школы. Но те, что сохранились, и сегодня впечатляют, приковывают к себе внимание паломника. Монашеская жизнь в обители не угасла и теперь, при монастыре открыта духовная семинария. Люди со всей округи стекаются в монастырь на праздничные службы.
Гложенский монастырь св. Георгия Победоносца
Гложенский монастырь по местному преданию (пока научно не подтвержденному) был основан русским князем Георгием Гложем, который с разрешения болгарского правителя Ивана Асена II поселился в этих местах, спасаясь от преследования татар. Как и многие обители Болгарии, пережив период запустения после установления турецкого ига, с конца XVI века Гложенский монастырь вновь набирает силы и превращается в культурно-просветительский центр. В XVIII веке в двух метохах (подворьях) монастыря созданы келейные школы. Позже, в период национального Возрождения, при игумене Евфимии Симеонове, близком друге Васила Левского, Гложенская обитель принимает активное участие в освободительной борьбе.
К настоящему времени древних построек или росписей в монастыре практически не сохранилось и монашеская жизнь угасла. В зимнюю пору до обители почти невозможно добраться – она расположена на высокой скале, открытой ветрам, и путь туда лежит по трудной извилистой дороге.
Обратив внимание на незначительную часть богатейшего монастырского наследия Болгарии, хотелось бы в заключение отметить следующие моменты.
Созидание монастырской культуры в Болгарии на ранних этапах развития начинается сразу с очень высокого духовного и культурного уровня, поскольку у его истоков стояли универсально образованные, духовно взращенные ученики святых Кирилла и Мефодия.
Редкая способность сочетать подвиг безмолвия и подвиг учительства, что так ярко проявилась в жизни святого Григория Синаита, Григория Паламы, Иоанна Рильского, Феодосия и Евфимия Тырновских, дала удивительные плоды в саду монастырской культуры. Не будь этих плодов, т.е. целой плеяды подвижников духа, бывших одновременно высоко образованными людьми, Болгарию в годы рабства ожидала бы деградация народа или массовый переход в ислам. Притягательность и сила монастырской культуры Болгарии, вызревшей с IX по XIV века, была столь велика, что даже разрушение монастырей в годы османского ига, как правило, не становилось итогом их бытия – они возрождались монахами и мирянами. Более того, именно в условиях турецкого рабства, несмотря на систематические угрозы, грабежи и поджоги обителей, возрождались уникальные монастырские комплексы, которые являлись не только духовными, но и культурно-просветительскими центрами.
Новые комментарии
23.06 | 22:08
Спаси Господи,матушка Марфа!
С теплотой в сердце вспоминаю нашу поездку в Израиль,апрель 2016 года.Какая же обширная была программа,и невозможно забыть самого лучшего гида Григория.
За все благодарю
13.01 | 19:06
Добрый день! С праздником! Поездки возобновятся, как только откроют границы России и Израиля.
08.01 | 12:37
Добрый день!
Поздравляю вас с прошедшими праздниками!
Подскажите пожалуйста, планируется ли поездка от вашего центра в ближайшее время на Святую землю в Иерусалим?
14.11 | 20:00
Здравствуйте, можно записаться с 22 марта 2 чел Тула